суббота, 31 августа 2019 г.

Собирать десятины в отрыве от земли Израиля незаконно

Все мы платим налоги в казну государства со своего имения. С собственности за дом, за автомобиль, за гараж для него, да и за все прочие доходы. А зачем государству столько денег? На социальные и инфраструктурные объекты, армию, поддержку государственного аппарата, пособия малоимущим и, в конце концов, про запас (это называется золотовалютные резервы и различные фонды). В целом, налоги в казну государства это очень хорошо, даже несмотря на, может быть, нерациональное их использование.

Теперь перейдём к заповедям Торы. 
Следует ли рассматривать десятину как вид налога? Нужно ли отделять десятину вне Израиля? Отделяется ли десятина когда нет Храма? Отделяется ли десятина с денежных доходов? 

Виды десятин (маасэр), которые заповеданы по Торе:

1. Ежегодная десятина из кошерного скота, как сказано Ваикра 27:32:
И всякую десятину из крупного и мелкого скота, всё, что проходит под посохом десятым...
Как это работает: нужно отделить молодняк. Можно провести этих молодых животных через узкие ворота, и когда животные будут по одному проходить, помечать каждое десятое. Помеченных животных нужно привести к Храму, отдать кровь и нутряной жир священнику, а мясо заповедуется съедать самим в пределах города Иерусалима.
Здесь можно отметить, что кровь и нутряной жир итак Торой запрещены в пищу, поэтому эта десятина больше похожа на пир, который владелец устраивает для себя, своей семьи и гостей.
Следует ли отделять десятину со скота когда нет Храма или за пределами земли Израиля? Тора заповедует это делать, но мудрецы отменили. Как такое возможно? 
Дело в том, что если Храма нет, то как выполнить эту заповедь? Почему тогда Тора сама не отменила эту заповедь? Потому что мы не знаем сроки восстановления Храма. Например, если бы мы знали, что служение в Храме будет восстановлено через три года, можно было бы придержать отделённый скот до того времени. Теоретически можно отделять скот, и хранить его. Можно даже съедать из этого, если скот получил какое-то увечье. Но сложно представить, с какими трудностями придётся столкнуться, если время восстановления Храма затянется, как оно и произошло, поэтому давным давно мудрецы приостановили выполнение этой заповеди пока нет Храма.
Итак, заповедь об отделении десятины из кошерного скота по постановлению мудрецов (трактат Бехорот 53а) во время отсутствия Храма не действует.

2. Ежегодная десятина от урожая земли и деревьев, как сказано Ваикра 27:30:
И всякую десятую часть урожая земли - Ашему 
Как это работает: эта десятина разделятся на три вида, каждая десятина в свой год.
1) В первый год десятина называется десятина в дар Ашему (Бемидбар 18:24), она отдаётся в дар левитам, совершающим службу при Храме. Эта заповедь работает только в земле Израиля.



2) Во второй год десятину (маасэр шэни) повелевается  съедать в пределах Иерусалима (Дварим 14:22-23) самому хозяину, его семье и гостям. Если слишком далеко и накладно везти десятину, то можно продать её по месту жительства, приехать в Иерусалим налегке и потратить эти деньги, как сказано в Дварим 14:26 за всё, чего ни пожелаешь, - крупный и мелкий скот, вино и хмель, всё, чего тебе захочется. Эта заповедь работает только в земле Израиля и относится только к плодам земли Израиля.




3) В третий год десятину (маасэр они) повелевается отдавать бедному, как сказано в Дварим 14-28-29 в конце [каждого] третьего года выноси всю десятину с твоего урожая за этот год и клади у [городских] ворот. Эта заповедь работает только в земле Израиля и относится только к плодам земли Израиля.




Схематично все три вида десятин из урожая представлены на картинке:
Десятины (маасэр) по Торе

Выводы: десятина очень похожа на налог в лучшем его проявлении: хозяин сам пользуется благами своей десятины, устраивает пиры и благотворительные акции. Десятину по Торе не нужно отделять вне земли Израиля, и не нужно когда нет Храма, как постановили мудрецы. Отделение десятины связано с домашним скотом и урожаем, она не относится к деньгам, не нужно добавлять лишнее к заповедям Торы.

Те, кто сегодня учит о денежной десятине, не понимают, что благословения Вс-вышнего связаны с обещаниями  касательно земли Израиля, её плодородности, что хватит пищи и людям и скоту. Сборы десятин связаны с праздниками Господними.

Собирать десятины в отрыве от земли Израиля незаконно. Тем более нееврейским организациям.

Но не запрещено собирать членские взносы и благотворительные сборы в соответствии с законами той страны, в которой это происходит.

1 комментарий:

  1. Шалом!
    Храм, как я понимаю, давал возможность организованно устроить общегосударственный собантуй, чтобы кушая и выпивая вино бояться Г-спода.
    Сейчас храма нет, но есть Коэны,да продлятся их дни, выполняющие поручение
    Г-сподина нашего, Йешуа.
    Я понимаю с Б.п.то, что предлагается выше по тексту. Но не пойму: вы предлагаете изменить процентную ставку(чтобы изменив название сделать сборы легитимными)отделяемую для поддержания служения наших учителей или отменить священный статус приношения? Служение рава требует поддержки и вне Страны. Что именно вы хотите сказать?

    ОтветитьУдалить