суббота, 31 августа 2019 г.

Собирать десятины в отрыве от земли Израиля незаконно

Сначала коротко: 

1. Отделение десятин связано с сельскохозяйственными правилами. Во время жатвы, существует заповедь о пеа: оставлять часть урожая бедным. Размер пеа - на усмотрение хозяином. Об этом сказано Ваикра 19:9-10: "Когда будете жать жатву на вашей земле, не дожинай до края своего поля и опавшего при своей жатве не подбирай. Своего виноградника не обирай дочиста, оставшиеся отдельные ягоды в винограднике не подбирай: бедному и пришельцу оставь их"Следовательно, о бедняках мы заботимся в самую первую очередь.

2. Заповедь о бикурим: приношение не менее 1/60 части собранного урожая из семи видов плодов. Эти виды упоминаются в Дварим, 8:8пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранаты, маслины и финики). Сказано в Мишне в трактаре Бикурим: "Приходит человек к себе в сад и видит созревающий инжир, созревающую гроздь винограда, созревающий гранат – обвязывает его соломинкой и говорит: Вот, это – бикурим". Таким образом, плоды становятся бикурим еще на ветке – с того момента, как их назвали бикурим.
Тора говорит (Дварим 26:4): "И возьмет ту корзину коген из руки твоей, и опустит ее перед жертвенником Г-спода, Б-га твоего" – отсюда следует, что все время, пока у тебя есть жертвенник, ты исполняешь заповедь бикурим, нет у тебя жертвенника – ты не исполняешь заповеди бикурим.
Часто можно слышать, что пасторы протестантских церквей призывают приносить им приношения. Как мы видим, это полностью незаконно, ведь бикурим не связаны с деньгами, и их можно приносить только когену во времена Храмого служения. Также есть ещё ограничение: бикурим имеет право приносить только хозяин земли, а не арендатор (Мишна, трактат Бикурим). Отсюда мы видим, что отделение бикурим связано с Храмовым служением и хозяином земельного надела земли Израиля.

3. Далее, считается оставшийся урожай и с него отделяется терума: 1/40 - щедрая или 1/50 средняя, или 1/60 - скупая часть для коэна. "Сказал раби Йосе: Откуда известно, что трума – одна пятидесятая? Потому что сказано (Бемидбар 31:30): "А из половины, [предназначенной] сынам Израиля, удержи одну часть из пятидесяти". В отличие от бикурим, терума отделяется со всех видов растений. Сказано в трактате Бикурим, что теруму обязаны отделять всегда, даже если нет Храма, даже если человек ограбил чужое поле, потому что святость Земли Израиля постоянна. Отсюда мы видим, что отделение терумы связано с землёй Израиля и не зависит ни от чего другого.

Как мы видим, до отделения десятин, необходимо выполнить заповедь о пеа, если есть Храм о бикурим, и о теруме.

3. Далее отделяются десятины. Существует несколько десятин. Первая десятина отделяется каждый год (кроме года Шмиты, когда нет сеяния и жатвы) и отдаётся левиту. После этого, из оставшегося, отделяется вторая десятина. Вторая десятина бывает двух видов: для хозяина и для бедняков. Для хозяина отделяется в первый, второй, четвёртый и пятый годы после года Шмиты. Для бедняков в третий и шестой годы после года Шмиты.

4. Десятины по Торе отделяются от определённого вида скота и  определённых видов растений. То есть нет заповедей отделять десятины от всего остального: с других видов скота и растений, с зарплаты, с бизнеса, дивидендов и так далее.

5. Десятины от растений связаны только с землёй Израиля. Нет заповеди отделять их вне земли Израиля.

6. Десятина от скота не отделяется при отсутствии Храмового служения.

7. Порядок отделения десятин приводится в книге Рамбама "Сефер амицвот" при описании 153 запрещающей заповеди:
"Запрещается изменять предписанный порядок отделения даров от нового урожая. Необходимо следовать установленной очерёдности. Например, когда собранная пшеница обмолочена и сложена в вороха, она приобретает статус тэвеля (тэвель - плоды урожая, от которых не были отделены терума-приношения и десятины). Тогда от собранного отделяют теруму - 1/50 часть. Затем от оставшегося отделяют десятую часть - и вот "первая десятина". Теруму передают коэну, "первую десятину" - левиту, а плоды "второй десятины" хозяева должны съесть в Иерусалиме"


Теперь подробно:
Все мы платим налоги в казну государства со своего имения. С собственности за дом, за автомобиль, за гараж для него, да и за все прочие доходы. А зачем государству столько денег? На социальные и инфраструктурные объекты, армию, поддержку государственного аппарата, пособия малоимущим и, в конце концов, про запас (это называется золотовалютные резервы и различные фонды). В целом, налоги в казну государства это очень хорошо, даже несмотря на, может быть, нерациональное их использование.

Теперь перейдём к заповедям Торы. 
Виды десятин (маасэр), которые заповеданы по Торе:
1. Ежегодная десятина из кошерного скота, как сказано Ваикра 27:32:
И всякую десятину из крупного и мелкого скота, всё, что проходит под посохом десятым...
Как это работает: отделяется молодняк. Проводятся животные через узкие ворота, и посохом помечается каждое десятое. Помеченных животных нужно привести к Храму, отдать кровь и нутряной жир священнику, а мясо заповедуется съедать самим в пределах города Иерусалима.
Здесь можно отметить, что кровь и нутряной жир итак Торой запрещены в пищу, поэтому эта десятина больше похожа на пир, который владелец устраивает для себя, своей семьи и гостей.
Следует ли отделять десятину со скота когда нет Храма или за пределами земли Израиля? Тора заповедует это делать, но мудрецы отменили. Как такое возможно? 
Дело в том, что если Храма нет, то как выполнить эту заповедь? Почему тогда Тора сама не отменила эту заповедь? Потому что мы не знаем сроки восстановления Храма. Например, если бы мы знали, что служение в Храме будет восстановлено через три года, можно было бы придержать отделённый скот до того времени. Теоретически можно отделять скот, и хранить его. Можно даже съедать из этого, если скот получил какое-то увечье. Но сложно представить, с какими трудностями придётся столкнуться, если время восстановления Храма затянется, как оно и произошло, поэтому давным давно мудрецы приостановили выполнение этой заповеди пока нет Храма.
Итак, заповедь об отделении десятины из кошерного скота по постановлению мудрецов (трактат Бехорот 53а) во время отсутствия Храма не действует.

2. Ежегодные десятины от урожая земли и деревьев, как сказано Ваикра 27:30:
И всякую десятую часть урожая земли - Ашему 
Как это работает: эти десятины разделятся на три вида.
1) В первый и второй год десятина в дар Ашему (Бемидбар 18:24), она отдаётся в дар левитам, совершающим службу при Храме. Эта заповедь работает только в земле Израиля.



2) После отделения десятины в дар аШему, в первый и второй год также отделяют десятину (маасэр шэни) - её повелевается  съедать в пределах Иерусалима (Дварим 14:22-23) самому хозяину, его семье и гостям. Если слишком далеко и накладно везти десятину, то можно продать её по месту жительства, приехать в Иерусалим налегке и потратить эти деньги, как сказано в Дварим 14:26 за всё, чего ни пожелаешь, - крупный и мелкий скот, вино и хмель, всё, чего тебе захочется. Эта заповедь работает только в земле Израиля и относится только к плодам земли Израиля.



3) В третий год, после отделения десятины в дар аШему, вместо десятины маасэр шэни, отделяется десятина (маасэр они) и отдаётся бедному, как сказано в Дварим 14-28-29 в конце [каждого] третьего года выноси всю десятину с твоего урожая за этот год и клади у [городских] ворот. Эта заповедь работает только в земле Израиля и относится только к плодам земли Израиля.



Выводы: десятина очень похожа на налог в лучшем его проявлении: хозяин сам пользуется благами своей десятины, устраивает пиры и благотворительные акции. Десятину по Торе не нужно отделять вне земли Израиля, и не нужно когда нет Храма, как постановили мудрецы. Отделение десятины связано с домашним скотом и урожаем, она не относится к деньгам, не нужно добавлять лишнее к заповедям Торы.

Те, кто сегодня учит о денежной десятине, не понимают, что благословения Вс-вышнего связаны с обещаниями  касательно земли Израиля, её плодородности, что хватит пищи и людям и скоту. Сборы десятин связаны с праздниками Господними.

Собирать десятины в отрыве от земли Израиля незаконно. Тем более нееврейским организациям.

Но не запрещено собирать членские взносы и благотворительные сборы в соответствии с законами той страны, в которой это происходит.

6 комментариев:

  1. Шалом!
    Храм, как я понимаю, давал возможность организованно устроить общегосударственный собантуй, чтобы кушая и выпивая вино бояться Г-спода.
    Сейчас храма нет, но есть Коэны,да продлятся их дни, выполняющие поручение
    Г-сподина нашего, Йешуа.
    Я понимаю с Б.п.то, что предлагается выше по тексту. Но не пойму: вы предлагаете изменить процентную ставку(чтобы изменив название сделать сборы легитимными)отделяемую для поддержания служения наших учителей или отменить священный статус приношения? Служение рава требует поддержки и вне Страны. Что именно вы хотите сказать?

    ОтветитьУдалить
  2. "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] - вы". (1Кор.3:16-17)
    "Вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом". (2Кор.6:16)
    "Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем], на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом".
    (Еф.2:19-22)
    И так, каждый ученик Иешуа Машиаха в отдельности, есть один из "камней" Храма.
    Каждая поместная община, есть Храм в миниатюре, и в каждом таком Храме ведётся служение.
    На какие законы должны ориентироваться граждане царства небесного? На законы страны, в которой они временно живут, или на законы данные для народа от Всевышнего?
    Сколько должен принести для поддержания Храма каждый, чтобы небыло мало, или небыло много, и чтобы Храм мог функционировать?
    Принеси 10% от прибыли, и совесть твоя и дух твой будет в покое, потому что всё по закону; - А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его.
    (1Тим.1:8)
    И на каких таких мудрецов ссылается автор статьи? Случайно не не таковых, о которых Иешуа Машиах сказал - "Безумные и слепые?"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Обязанность отделять десятину и отдавать её левиту, совершающему работы в Храме. Не камням Храма.
      Если вы считаете себя камнями Храма, то что дальше? Какая обязанность у камней?

      Удалить
  3. Отличная статья, большое спасибо, все разложено по полочкам и понятно. Но как насчет пожертвований? Это остается актуальным и законным в галуте?
    В нашей общине всегда есть коробочка для цдаки, например.
    Спасибо за ответ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Цдака остаётся во все времена

      Удалить
  4. Шалом! А кто, собственно, автор статьи?

    ОтветитьУдалить