четверг, 7 ноября 2013 г.

интересные факты об обрезании

Повеление Бога об обрезании мы находим в книге Берешит, в главе лех леха (17:9-14).

Факт первый. Обрезание - духовное или физическое?
Есть некоторые учения, которые отвергают физическое обрезание...
...и подразумевают под операцией обрезания лишь "духовное" обрезание мышления.
Однако в стихе 14 говорится о месте обрезания, как находим у РАШИ: обрезание делают на месте, которое отличает мужчину от женщины.
Из этого, в языке Торы деликатно указано, что обрезание проводится на половом члене мужчины.

Факт второй.  Обрезание должны делать все потомки Авраама.
Давайте теперь перечислим потомков Авраама:
1. Ишмаэль,
2. Исаак,
3. Зимран,
4. Йокшан,
5. Медан
6. Мидьян
7. Ишбак
8. Шуах
Итак, как мы видим, восемь сыновей Авраама получили завет обрезания. Они стали прародителями народов, одним из которых по линии Исаака стали евреи. Всем этим потомкам велено обрезываться.

Помимо этих восьмерых сыновей, у Авраама, возможно, были ещё сыновья от наложниц, как находим это в главе хайей Сара (Бытие 25:6). Находим у РАШИ: слово наложниц. Написание неполное (опущена буква «юд»), потому что была только одна наложница, Агарь, она же Кетура. Однако в некоторых источниках написано именно полное слово, указывающее именно на то, что наложниц было несколько. Во всяком случае, сколько этих сыновей было и были ли они вообще - неизвестно, но все они точно также должны обрезываться во всех своих поколениях. Если принять во внимание, что с тех пор прошло несколько тысячелетий, остаётся только догадываться о масштабах распространения этой заповеди.

Факт третий. Обрезание должны делать некоторые мужчины, которые даже не потомки восьми детей Авраама.
До этого мы рассмотрели потомков Авраама. Теперь же речь пойдёт не о потомках Авраама.
Давайте перечислим какие именно мужчины:
1. любой кто рождается в доме потомков Авраама. На стих 12 находим у РАШИ: тот кого родила в доме рабыня. Т.е. включая детей рабов, даже если они не родственники Аврааму, а пришли из других народов.
2. любой купленный за деньги у иноплеменников (стих 12, находим у РАШИ: тот кто куплен после рождения). Т.е. если купил раба, из любой народности, нужно его обрезать.
3. Любой, кто хочет присоединиться к потомкам Авраама и жить вместе с ними рядом по их обычаям.

То есть, обрезанию подлежат не только прямые потомки Авраама, а также все те, кто каким-то образом жил в домах потомков Авраама как раб. А также те, кто просто захотел переехать и жить рядом с потомками Авраама, присоединиться к обычаям этих народов.

Факт четвёртый. Обрезание: ответственность и наказание.
1. до 13 лет отец ответственен за то, чтобы его сын был обрезан.
С этим связана одна интересная история из Шмот (Исход) 4:24). Однажды Всевышний повелел Моше идти в Египет и вывести евреев на свободу из под рабства египетского фараона. Моше пошёл, но не обрезал своего сына, скорее всего потому, что находился в пути, и решил немного отложить проведение этой операции до более благоприятных времён. Тогда явился ангел Всевышнего в образе подобия большой змеи и проглотил ноги Моше по пояс. После чего выплюнул, и снова проглотил до "этого места". Жена Моше сообразила, что это намёк на обрезание. Она вспешке обрезала своего сына острым кремневым камнем и только тогда змей исчез.

2. после 13 лет сам мужчина становится ответственен чтобы обрезать себя. Находим у РАШИ: отец же, хотя и не несёт наказание "отсечения от народа", тем не менее виновен в неисполнении мицвот (заповеди).

Стих 14 говорит об отсечении от народа. Находим у РАШИ: этот человек не оставит потомства и умрёт преждевременно. Это наказание называется карет.

Кстати, помимо греха необрезания, есть ещё два греха, за которые следует наказание карет.
Вот они:
а). совокупление с женщиной когда она в состоянии нида (ежемесячное для женщин кровотечение и семь дней после того, как оно прекратилось)
б). поклонение идолу.

Факт пятый. Обрезание: кто проводит операцию?
Главное в обрезании - это чтобы оно было. Поэтому совершать операцию может не только какой-то уважаемый знаток Торы, но обязан отец или даже любой человек, кто умеет обрезывать. Например еврей может обрезать араба и наоборот. Однако у евреев конечно же вошло в традицию, чтобы операцию обрезания проводил праведный человек. Но, честно говоря, это только пожелание и оно не принципиально (вспомните как обрезала каменным ножём своего сына жена Моше, Мидьянитянка)

Факт шестой. Обрезание: особый союз с евреями.
Хотя заповедь обрезания получили все потомки Авраама и его домашние, Всевышний вкладывает дополнительное значение в союз обрезания евреев. По РаШИ, согласно толкованию мидраша, [выражение] "ходи передо мной" (Лех леха 17:1) относится к заповеди об обрезании: посредством её ты обретёшь непорочность, пока ты не обрезан - ты ущербен для меня.
Когда сходила Шхина, дух святости, Авраам падал ниц, потому что до тех пор, пока он не совершил обрезание, у него не было сил стоять. Только обрезавшись, Авраам стал хозяином над своими страстями. Таким образом, заповедь обрезания для евреев означает нечто большее, чем для остальных людей. Обрезание евреев - это условие их особого взаимодействия со Всевышним.

Комментариев нет:

Отправить комментарий