четверг, 5 июня 2014 г.

Тиньдинь... повторяю!

Многие слышали, когда диктор на вокзале объявляет:

"Тиньдинь... поезд такой-то прибыл на второй путь, нумерация начинается с головы состава... не подходите к вагонам до полной остановки поезда..., повторяю!... поезд такой-то прибыл на второй путь, нумерация..."

Но знаете ли вы, что некоторые люди подбегают к вокзалу уже после слова "повторяю!". Для них, получается, диктор объявил только один раз.
А ещё есть люди, которые прибегают к вокзалу уже после объявления поезда. Такие вообще не знают, какой поезд на какой путь подошёл и с какой стороны начинается отсчёт вагонов.

Итак, люди на вокзале делятся на три категории:
1. кто слышали всё от начала;
2. кто слышали только последнюю информацию;
3. кто опоздали и поэтому ничего не слышали.

Вера в Бога очень похожа на вокзал: люди приходят и уходят. Это я сейчас позволил себе пошутить, потому что уходят те, кто, значит, и не верил.

А если серьёзно, мне бы хотелось провести небольшое наблюдение в учении Йешуа. Хотелось бы разобраться, что в его учении было новым, а что лишь констатацией уже ранее известного. Хочется расставить всё по полочкам:
"Тиньдинь" - значит внимание, это новая информация
"повторяю!" - это всего лишь повторение старого.
Конечно, эти "Тиньдинь" и "повторяю!" выглядят немного несерьёзно, зато будет доходчиво. Всего конечно не учесть, поэтому постараюсь подобрать наиболее интересные ситуации.
Ситуация 1: 
повторяю! (Матфея 8:11)
11. ...многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; 
12. а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
Эти слова Йешуа очень распустили руки христианству. Много необразованных христиан учили, что христиане через Христа теперь имеют благословения по благодати, вместо евреев, которые прокляты за исполнение своего еврейства и законов Торы.

Тиньдинь  (Йехезкель, Иезекииль 47:22-23):
22. ...и иноземцам, живущим у вас, которые родили у вас детей; и они среди сынов Израилевых должны считаться наравне с природными жителями, и они с вами войдут в долю среди колен Израилевых.
23. В котором колене живет иноземец, в том и дайте ему наследие его, говорит Господь Бог.

и комментарий РаШИ на это: праведный прозелит лучше нечестивого исконного жителя, и в грядущем он разделит добычу и удел среди сынов Исраэля.

Вывод: прежде чем христианину приписывать себе место в будущем мире рядом с Авраамом, нужно сначала проверить подпадает ли он под понятие прозелит.

Ситуация 2: 
повторяю! (Луки 18:8)
8. сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
Трудно понять о чём идёт речь. С одной стороны, нужно просить защиты у Всевышнего, который подаст защиту вскоре, а с другой - когда Машиах придёт, найдёт ли он веру на земле...

Тиньдинь  (Мишлей, Притчи 20:6):
6. Много людей зовёт мужа, (обещавшего) милость его, - но мужа верного кто найдёт?
и комментарий РаДаКа на это: Т.е. это человек, кто пообещав что-либо, даёт обещанное. Лишь по прошествии времени, т.е. после длительных поисков найдёшь его. Однако, найдя его, назови его великим и почитай его.

Вывод: бывает так, что люди ищут Бога, потому что получают что-то от него, так сказать, кормятся у кормушки. Это ли вера?

Ситуация 3: 
повторяю! (Матфея 11:15, 25:30)
Кто имеет уши слышать, да слышит!
Конечно понятно, что у кого есть уши тот слышит. Тут Йешуа говорит поговорку, типа "заостри внимание", "мотай на ус". Но какие глубокие корни имеет эта поговорка!

Тиньдинь  (Дварим, Второзаконие 29:4):
4. но до сего дня не дал вам Господь [Бог] сердца, чтобы разуметь, очей, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать.
и комментарий РаШИ на это: "до сего дня" - это тот день, когда отдал Моше свиток Торы колену Леви (Дварим 39:1) Пришёл весь Израиль к Моше и сказали "Моше рабейну, но ведь и мы стояли у горы Синай, и мы получили Тору. Почему ты отдаёшь её колену Леви? И (может случиться) однажды скажут они (колено Леви) нам: Не вам дана она, а (лишь) нам"
Обрадовался Моше их словам и сказал им: "В этот день мы стали одним народом. В этот день я понял, что вы прилепились ко Всевышнему"

Комментарий Михаэля Когана: "в сей день" мы заявили своё право на Тору, мы прилепились ко Всевышнему и обрели "знающее сердце". Мы стали единым народом.

Тиньдинь  (Мишлей, Притчи 20:12):
Ухо слышащее и глаз видящий Господь содеял также их оба.
и комментарий РаШИ на это: Т.е. они деяние Его рук, и Он желает, чтобы ухо слышало назидание и чтобы глаз видел последствия.
И комментарий РаДаКа: "Смотри, Я предлагаю тебе... и выбери жизнь" (цитата Речи (Второзаконие) 30:15,19)

Тиньдинь  (Мишлей, Притчи 22:17):
Приклони твоё ухо и слушай речи мудрых

Вывод: Йешуа использует известную еврейскую поговорку, т.е. говорит с людьми на понятном  им языке и речь идёт о даровании и принятии Торы.

Ситуация 4: 
повторяю! (Матфея 5:39,44)
39. А Я говорю вам: не противься злому...
44. А Я говорю вам: любите врагов ваших...
Некоторые плохо вникают в суть слов Йешуа, и им кажется, будто он противопоставляет свои слова написанному в Торе. Будто в Торе написано что-то одно, а Йешуа говорит "а я вам говорю... другое!". Но на самом деле здесь Йешуа наоброт цитирует Тору, а если и противопоставляет свои слова, то какому-то ложному учению.


Тиньдинь  (Ваикра Левит 19:18)
18. Не мсти и зла не таи... и люби ближнего твоего как самого себя... 
22. Не скажи: отплачу злом! Надейся на Господа, и Он спасёт тебя. (Мишлей, Притчи 20:22)
И комментарий РаДаКа: Иначе говоря: если кто-либо причинит тебе зло, не пожелай быть злодеем, как он, но сложи своё бремя на Господа, и Он будет вести твой спор и спасёт тебя.
17. При падении своего врага не радуйся. (Мишлей, Притчи 24:19)

Вывод: наглядный пример, что Йешуа учит Торе.


Ситуация 5: 
повторяю! (Галатам 6:7)
Что посеет человек, то и пожнет

Тиньдинь  (Мишлей, Притчи 22:8):
Кто сеет неправедное, пожнёт недоброе

Вывод: Шауль использует известную еврейскую поговорку, т.е. говорит с людьми на понятном  им языке.

Ситуация 6: 
повторяю! (Матфея 6:22)
Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло
Вместо "око будет чисто" на самом деле написано "если твой глаз добр".

Тиньдинь  (Мишлей, Притчи 22:9):
У кого добрый глаз, тот благословен за то что дал от своего хлеба скудному.
Добрый глаз - это щедрость.

Вывод: наглядный пример, что Йешуа из Танаха учит о цдаке (милостыне).


Ситуация 7: 
повторяю! (Луки 14:10)
придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь

Тиньдинь  (Мишлей, Притчи 25:7):
Ибо лучше, чтобы сказал тебе: "Взойди сюда!", чем если унизят тебя...

Вывод: наглядный пример, что Йешуа просто цитирует всем известную притчу.


Ситуация 8: 
повторяю! (Матфея 5:42)
42. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

Тиньдинь  (Дварим, Второзаконие 15:7-8):
7. ...не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, 
8. но открой ему руку твою и дай ему взаймы

Вывод: наглядный пример, что Йешуа учит Торе.

Ситуация 9: 
повторяю! (Матфея 26:11)
11. ибо нищих всегда имеете с собою

Тиньдинь  (Дварим, Второзаконие 15:11):
11. ибо нищие всегда будут среди земли [твоей];

Вывод: Йешуа цитирует Тору.


Ситуация 10: 
повторяю! (Матфея 4:17)
17. покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Тиньдинь  (Йехезкель, Иезекииль 33:11):
11. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам дом Израилев?

Вывод: Йешуа повторяет ту же концепцию обращения от грехов.


Ситуация 11: 
повторяю! (Матфея 3:8-9)
8. сотворите же достойный плод покаяния 
9. и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам"

Тиньдинь  (Йехезкель, Иезекииль 33:24):
24. в земле Израилевой говорят: «Авраам был один, и получил во владение землю сию, а нас много; итак нам дана земля сия во владение».

(по раби Шимону бен Йохайи): "Авраам, которому была дана одна заповедь (относительно обрезания), унаследовал землю. Нам же, кому дано много заповедей, нам тем более дана земля в наследство". На это пророк отвечает им: "25. при крови едите,.. и землю наследовать будете?" Этот вопрос означает: хотя вам были даны заповеди, вы их не соблюдаете! "При крови едите" - ваши лакомые кушанья вы добываете убийством: вы убиваете богатых, чтобы овладеть их достоянием - РаШИ

Вывод: Йоханан отсылает на 33 главу пророка Йехезкеля, где Бог обличает грешников, прикрывающихся заслугами Авраама.



Ситуация 12: 
повторяю! (Матфея 1:8-17)
9. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.
16. Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, 
17. говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали.

Тиньдинь  (Йехезкель, Иезекииль 33:31-33):
31. И они приходят к тебе, как приходит народ, и садятся они перед тобою, (будто они) Мой народ, и слушают они твои речи, но не исполняют их...
32. ... ты для них словно песня потешная, хорош голосом и искусен в игре, и они слушают твои речи, но не исполняют их.
33. когда же придёт, - вот, приходит, - (тогда) будут знать, что пророк был среди них.

"Ты для них словно песня потешная" - и вот ты для них как напев свирели - Таргум Йонатан.

Вывод: точно теми же словами и образами, которые давно известны и записаны, Йешуа осуждает тех, кто слушает, но не исполняет услышанного.

1 комментарий:

  1. Браво, это так справедливо, что вы здесь описываете! спасибо

    ОтветитьУдалить